Главная
Карта

Саратов

Музейная площадь (город Саратов)

Музейная площадь (город Саратов)

Музейная (бывшая Гостиная, затем Соборная и Старособорная) - самая старая площадь Саратова. В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича Саратов был перенесен с левобережья Волги на место современной Музейной площади. На площади находились торговые ряды, называвшиеся гостиным двором, отсюда бывшее название площади - Гостиная.

В 1689 году в центре площади был заложен Свято-Троицкий собор, сохранившийся до наших дней и являющийся самым древним зданием в городе. По Свято-Троицкого храму площадь стала называться Соборной, а с постройкой Александро-Невского собора — Старособорной. В 1931 году площадь стала называться Музейной.

Построенный в 1695-1701 гг. в стиле декоративного и узорчатого московского барокко Свято-Троицкий собор остается главным сооружением площади.

На площади располагаются исторические здания:
Свято-Троицкий кафедральный собор,
особняк Устинова — ныне Саратовский областной музей краеведения,
Управления Рязано-Уральской железной дороги,
духовная семинария,
особняк Пескова,
дом первого саратовского краеведа А. Ф. Леопольдова,
дом причта Казанской церкви,
особняк купчихи А. В. Чирихиной,
городское училище,
дом первого книготорговца Вакурова.

Окончательно площадь сформировалась в эпоху классицизма.

В середине 18 в. на площади располагались владения разных людей. На месте нынешнего музея краеведения купец Илья Максимович Квасников приобрел участки земли у соседей «новокрещена персидской нации» Ф. Афанасьева, купца Л.И. Прянишникова, Бочкаревой. В 1769 г. его вдова – Степанида Антоновна приобрела дворовое место у канцеляриста П.С. Щербакова. Все владения, собранные Квасниковым, перешли затем в руки Устинова. В 1789 г. жена Устинова Марфа Андреевна (урожд. Вишнякова) покупает у коллежского асессора С.И. Линицкого двор с постройками, доставшийся ему от купца Малгина. После этой покупки Устиновы стали владельцами земельного участка от места будущего Главного народного училища до угла квартала и спускавшегося вниз по Московскому взвозу к Волге.

В конце 18 в. в верхней арке и правой стене Свято-Троицкого собора появились трещины. М.А. Устинов, как ктитор собора, вместе со священником И. Карповым и купцами Г.Я. Волковым и И.М. Пулькиным сделал наблюдение за состоянием трещин. В 1798-1799 гг. собор был проведен в благовидность. Исправление собора было выполнено за счет Устинова: были усилены арки, заделаны трещины, вокруг собора под стены с самого фундамента подведены контрфорсы, поверх которых была сделана галерея. В соборе возобновилось богослужение.

Пожар 10 июня 1800 г. уничтожил значительную часть города и площади. Пострадал один из домов Устиновых, стоявший по соседству с только что отстроенным зданием Главного народного училища, которое обгорело так, что было «отделано вторично».

В 1810 г. на восточной стороне площади появляется дом купца Филиппа Котенева – прекрасный двухэтажный с мезонином каменный особняк с колонным портиком, покоящемся на аркаде первого этажа. Это было первое ордерное классицистское здание на площади. «Напротив дома купца Котенева, – указывал в распоряжении губернатор А. Д. Панчулидзев, – стоит немалое число деревянных дурного вида лавочек, которые безобразят лучшие городские строения и закрывают виды их». Губернатор предлагает перенести лавки на недостроенное место близ Волги, а самые безобразные строения уничтожить.

В летний пожар 1811 г., когда от огня «народ спасался на судах и лодках, другие стояли в воде и погружались в воду», дома Устинова были спасены. Их закрыли парусами, на которые лили воду.

В начале 19 в. в стенах Свято-Троицкого собора вновь появились трещины. Для выяснения причин этого Строительным комитетом Департамента государственного хозяйства и публичных строений МВД на место были направлены член комитета архитектор В.А. Фохт и архитекторский помощник в звании «каменных дел мастер» И.Ф. Колодин, которые прибыли в Саратов 6 февраля 1813 года. После тщательного осмотра собора столичные архитекторы предложили проект исправления дефектов в храме. Но проект не был осуществлен. Дело на следующий год поручили двум губернским архитекторам: саратовскому – В.И. Суранову и тамбовскому – Н.В. Урюпину, которые не только дали заключение о появившихся трещинах, но и выполнили работы по их ликвидации.

Воспользовавшись приездом в Саратов столичных архитекторов М.А. Устинов заказал И.Ф. Колодину проект соединения двух своих жилых зданий в единый особняк с классицистки оформленным фасадом.

Через три года на южной стороне площади возводится грандиозный устиновский дом с колонными портиками в центре фасада и по углам здания.

С северной стороны площади, был построен Гостиный двор – здание на подвалах с обходными внешними галереями, раскрытыми наружу арками, портиком с колоннадой и фронтом.

В 1820-х годах сыновья Устинова получили свои доли земель и разъехались по своим имениям. М.А. Устинов продал четыре дома, в том числе и главный каменный трехэтажный, духовному ведомству, которое подыскивало помещения для открываемой духовной семинарии. В дальнейшем здание занимали различные ведомства, и в 1929 г. оно было передано областному музею краеведения.



(c) gostopgo.ru